The СURЕ: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КОШМАР!

Что общего у The Beatles, Оззи Осборна и "странной группы" The Cure? Правильный ответ: напряженное, очень похожее на страх ожидание их поклонников. Любители музыки "битлов" опасаются, как бы те вдруг не воскресли в каком-нибудь экзотическом составе (например, с одним или двумя Леннонами- младшими вместо единственного и неповторимого Джона - в истории рока прецеденты такого рода уже имеются) и не записали бы чего непоправимого, фанаты великого и ужасного Оззи побаиваются, что старик рано или поздно сдержит многократно данное слово и удалится на покой, а ценители "курятника" всякий раз расстраиваются и страшно переживают, что светоч музыкальной цивилизации Роберт Смит однажды распустит The Cure. Он, как и Оззи, постоянно обещает уйти в монастырь.
Что такое эти самые The Cure почему их новый сборник "лучших вещей", к которым добавлены только две новые, стал во всем мире событием, соизмеримым разве что с выходом "Антологий" The Beatles в конце 90-х? На этот вопрос ответить еще проще, чем на первый: The Cure - один из краеугольных камней великой музыки Рок. Как и полагается в архитектуре, таких камней всего четыре, - The Beatles, Боб Дилан, Кing Crimson и The Cure, художествами этой публики идеально описываются все революции, потрясения и прочие творческие катаклизмы, пройдя через которые рок-музыка приобрела свой теперешний вид. Все остальное - щебенка, существующая ради того, чтобы сооружение не покосилось. Выдающаяся, гениальная, сияющая при свете, поющая в темноте, но щебенка. Проще говоря, из этих четырех компонентов вы с легкостью получите любой существующий - или существовавший - стиль, и при желании предскажете какой-нибудь новый. "Готика", с которой непременно связывают музыку The Cure, появилась в популярной музыке с легкой руки мистера Смита, но мода на нее, понимание смысла и возможностей "готического рока" пришли много позже, когда Роберту Смиту и его группе "весь этот джаз" уже осточертел. Девяностые годы прошлого века были не только десятилетием брит/поп-рока, но и эпохой позитивного деконструктивизма, временем депрессивных психозов и связанных с ними поисками "новой истины" - поисковые группы лишь недавно поняли, что ищут не там, не то и не так: все давным-давно нашли Роберт Смит и The Cure.

Поклонник любой группы авторитетно скажет вам, что сборники хитов или просто самых эффектных вещей любимой группы - бред: чтобы понять смысл и великую сущность божественной музыки, ее надо слушать в динамике. То есть, надо вначале слиться с идеями группы или исполнителя, проследить ход их развития (или деградации) и только потом оценивать собственно творчество. С The Cure все обстоит точно так же, единственное отличие их "Greatest Hits" от любых других заключается в том, что широкие массы о существовании The Cure не подозревают, но, собственно, кому интересен фундамент, когда все глазеют на замечательный фасад? Краеугольные камни не замечают только в том случае, если судьба покоящегося на них здания не вызывает опасений.
Таким образом, знакомиться с The Cure на базе их "Greatest Hits" - это идеальный способ приобщиться к выдающейся музыке 1979 - 2001 годов. Если вам повезет, и вы сумеете приобрести "Greatest Hits: Limited Edition", состоящий из двух CD (второй - точная копия первого, только в "живом" акустическом варианте), вам повезет необыкновенно: помимо всего прочего, The Cure - это еще и невероятно сильная концертная группа, и эффект присутствия Роберта Смита и его гитары в вашем доме способствует "сносу крыши" даже повидавшего все на своем веку знатного "куроведа". Новых песен здесь всего две, "Cut Here" и "Just Say Yes" - это абсолютная и классическая стилистика The Cure, однако "Just Say Yes" в определенном смысле песня революционная: впервые за четвертьвековую карьеру Роберт Смит поет дуэтом! В данном неслыханном случае с девушкой Сэффрон из Republica, и ее присутствие песню не портит! Еще следует добавить для непосвященных: несмотря на то, что, в целом, музыка The Cure - депрессивная "готика", в ней имеются и, так сказать, светлые тона, чудесные миражи в коридорах психиатрической больницы, этот "Greatest Hits" - жизнеутверждающий и оптимистичный. В той мере, в какой излучает оптимизм и уверенность в завтрашнем дне главврач лечебницы Роберт Смит. Он уже говорит о том, что настало время "мрачных красок", и это значит, что, может быть, в скором времени появится еще один сборник The Cure, который познакомит новичков с еще одним профилем этого неулыбчивого Януса. На возражения самых оголтелых своих поклонников, которые уверены, что все вещи, вошедшие в "Greatest Hits", можно разыскать на двух других сборниках, "Galore" и "Standing On A Beach", Роберт Смит отвечает: "Неужели вы не слышите, что все композиции ремастированные и качество их неизмеримо выше, чем в оригинальных версиях? Нет? Значит, я принял правильное решение о роспуске группы". "Куроведы" притихают на миг, но затем снова галдят, как и положено в курятнике: Смит говорил то же самое и перед выходом замечательного "Bloodflowers", и до него он собирался заняться сольным творчеством, - кто ж ему поверит?! А вдруг и правда уйдет в монастырь? Ну и что, важничают "куроведы", по большому счету, The Cure - это Роберт Смит, так какая разница, что он запишет и с кем? Это будет гениально! Все верно, но четыре буквы с определенным артиклем перед ними - один из столпов веры, что с ней-то будет?

P.S. И все же жаль, что в "Greatest Hits" не вошла великая "Pictures Of You", это как-то раздражает.

Ксения ПОЛИНА, РОВЕСНИК No01'02