The СURЕ: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КОШМАР!
Что общего у The Beatles, Оззи Осборна и "странной группы" The Cure? Правильный ответ:
напряженное, очень похожее на страх ожидание их поклонников. Любители музыки "битлов" опасаются,
как бы те вдруг не воскресли в каком-нибудь экзотическом составе (например, с одним или двумя Леннонами-
младшими вместо единственного и неповторимого Джона - в истории рока прецеденты такого рода уже имеются)
и не записали бы чего непоправимого, фанаты великого и ужасного Оззи побаиваются, что старик рано
или поздно сдержит многократно данное слово и удалится на покой, а ценители "курятника" всякий
раз расстраиваются и страшно переживают, что светоч музыкальной цивилизации Роберт Смит однажды распустит
The Cure. Он, как и Оззи, постоянно обещает уйти в монастырь.
Что такое эти самые The Cure почему их новый сборник "лучших вещей", к которым добавлены
только две новые, стал во всем мире событием, соизмеримым разве что с выходом "Антологий"
The Beatles в конце 90-х? На этот вопрос ответить еще проще, чем на первый: The Cure - один из краеугольных
камней великой музыки Рок. Как и полагается в архитектуре, таких камней всего четыре, - The Beatles,
Боб Дилан, Кing Crimson и The Cure, художествами этой публики идеально описываются все революции,
потрясения и прочие творческие катаклизмы, пройдя через которые рок-музыка приобрела свой теперешний
вид. Все остальное - щебенка, существующая ради того, чтобы сооружение не покосилось. Выдающаяся,
гениальная, сияющая при свете, поющая в темноте, но щебенка. Проще говоря, из этих четырех компонентов
вы с легкостью получите любой существующий - или существовавший - стиль, и при желании предскажете
какой-нибудь новый. "Готика", с которой непременно связывают музыку The Cure, появилась в
популярной музыке с легкой руки мистера Смита, но мода на нее, понимание смысла и возможностей
"готического рока" пришли много позже, когда Роберту Смиту и его группе "весь этот джаз"
уже осточертел. Девяностые годы прошлого века были не только десятилетием брит/поп-рока, но и эпохой
позитивного деконструктивизма, временем депрессивных психозов и связанных с ними поисками "новой
истины" - поисковые группы лишь недавно поняли, что ищут не там, не то и не так: все давным-давно
нашли Роберт Смит и The Cure.
Поклонник любой группы авторитетно скажет вам, что сборники хитов или просто самых эффектных вещей
любимой группы - бред: чтобы понять смысл и великую сущность божественной музыки, ее надо слушать в
динамике. То есть, надо вначале слиться с идеями группы или исполнителя, проследить ход их развития
(или деградации) и только потом оценивать собственно творчество. С The Cure все обстоит точно так
же, единственное отличие их "Greatest Hits" от любых других заключается в том, что широкие
массы о существовании The Cure не подозревают, но, собственно, кому интересен фундамент, когда все
глазеют на замечательный фасад? Краеугольные камни не замечают только в том случае, если судьба
покоящегося на них здания не вызывает опасений.
Таким образом, знакомиться с The Cure на базе их "Greatest Hits" - это идеальный способ
приобщиться к выдающейся музыке 1979 - 2001 годов. Если вам повезет, и вы сумеете приобрести "Greatest Hits:
Limited Edition", состоящий из двух CD (второй - точная копия первого, только в "живом"
акустическом варианте), вам повезет необыкновенно: помимо всего прочего, The Cure - это еще и невероятно
сильная концертная группа, и эффект присутствия Роберта Смита и его гитары в вашем доме способствует
"сносу крыши" даже повидавшего все на своем веку знатного "куроведа". Новых песен
здесь всего две, "Cut Here" и "Just Say Yes" - это абсолютная и классическая стилистика
The Cure, однако "Just Say Yes" в определенном смысле песня революционная: впервые за четвертьвековую
карьеру Роберт Смит поет дуэтом! В данном неслыханном случае с девушкой Сэффрон из Republica, и ее
присутствие песню не портит! Еще следует добавить для непосвященных: несмотря на то, что, в целом,
музыка The Cure - депрессивная "готика", в ней имеются и, так сказать, светлые тона, чудесные
миражи в коридорах психиатрической больницы, этот "Greatest Hits" - жизнеутверждающий и оптимистичный.
В той мере, в какой излучает оптимизм и уверенность в завтрашнем дне главврач лечебницы Роберт Смит.
Он уже говорит о том, что настало время "мрачных красок", и это значит, что, может быть, в
скором времени появится еще один сборник The Cure, который познакомит новичков с еще одним профилем
этого неулыбчивого Януса. На возражения самых оголтелых своих поклонников, которые уверены, что все
вещи, вошедшие в "Greatest Hits", можно разыскать на двух других сборниках, "Galore" и
"Standing On A Beach", Роберт Смит отвечает: "Неужели вы не слышите, что все композиции
ремастированные и качество их неизмеримо выше, чем в оригинальных версиях? Нет? Значит, я принял правильное
решение о роспуске группы". "Куроведы" притихают на миг, но затем снова галдят, как и
положено в курятнике: Смит говорил то же самое и перед выходом замечательного "Bloodflowers",
и до него он собирался заняться сольным творчеством, - кто ж ему поверит?! А вдруг и правда уйдет
в монастырь? Ну и что, важничают "куроведы", по большому счету, The Cure - это Роберт Смит,
так какая разница, что он запишет и с кем? Это будет гениально! Все верно, но четыре буквы с определенным
артиклем перед ними - один из столпов веры, что с ней-то будет?
P.S. И все же жаль, что в "Greatest Hits" не вошла великая "Pictures Of You", это как-то раздражает.
Ксения ПОЛИНА, РОВЕСНИК No01'02